Термин "intranet" появился в начале 1995 года. Его появление было вызвано необходимостью обозначить сферу применения новой технологии компании Sun Microsystems - Java. Однако часто он толкуется гораздо шире, чем область применения Java-приложений или Java-апплетов. Очень быстро об intranet стали говорить, как о применении информационных технологий Internet для решения внутрикорпоративных систем. Но это также не дает ответа на вопрос, вынесенный в заглавие статьи. Не претендуя на истину в последней инстанции, попробуем понять, что имеют в виду, когда говорят об intranet.
Введя в употребление термин "intranet", Sun Microsystems стремилась придать своей новой технологии Java налет революционности. В течение 1996 года Java не сходила со страниц компьютерных изданий. Но постепенно стало расти понимание того, что intranet - это не только Java, а гораздо более емкое понятие.
В то же самое время Sun заговорила о своей системе защиты от несанкционированного доступа Sunscreen, как о компоненте intranet-технологии. Sunscreen к технологии Java никакого отношения не имеет. Общим является только то, что Java - это в данном контексте среда безопасного программирования, и Sunscreen средство обеспечения безопасности.
Конечно, Sunscreen - это не единственное средство, назначение которого - защита локальной сети от непрошенных гостей. В настоящее время, согласно данным, опубликованным Эдвином Маером в Network World, существует около двух десятков межсетевых экранов, которые используются для защиты локальных сетей. Из них наиболее удачными являются, по данным того же автора:
К слову сказать, последние две системы сертифицированы Гостехкомиссией России и могут на законном основании применяться в наших условиях.
Но межсетевые фильтры используются не только для защиты локальной сети, но и для организации виртуальных локальных сетей поверх публичных. Обычно такое решение называют Virtual Private Network.
Очень похожее решение предлагает и компания Cisco, только называется оно Virtual Local Area Network (VLAN). Используя маршрутизаторы и/или коммутаторы этой компании можно в рамках одной организации построить на базе ее опорной сети передачи данных несколько виртуальных локальных сетей подразделений. При этом каждую из этих сетей можно защитить. Однако защита сетей и организация виртуальных сетей - это тоже не весь intranet. Производители СУБД также заявили, что они производят смычку своих технологий с intranet-технологией. В Informix объявили о добавлении средств Web-bludes к своим продуктам, а Oracle просто выпустила свой собственный Web-сервер. Такая активность производителей СУБД понятна. Раз уж речь идет о корпоративной информационной системе, то такой системы не бывает без баз данных.
И при упоминании Java, и при разговоре о СУБД постоянно появляется словечко "Web". Действительно, в рамках технологии intranet все технологические решения так или иначе вращаются либо вокруг сервера протокола HTTP, либо вокруг программы-браузера документов WWW. Таким образом, технология WWW занимает центральное место в intranet.
Однако так ли уж устойчива эта конструкция. В рамках небольших компаний у intranet-решений, выполненных вокруг Web-технологии, есть серьезные конкуренты в лице семейства продуктов Microsoft и Lotus. Очень часто приходится слышать вопрос: "Чем же все-таки intranet лучше существующих корпоративных ИС?" Ответ на этот вопрос не столь очевиден, как, например, чем пылесос лучше обычного веника.
На поверхности лежит только одно преимущество - единый интерфейс ко всем информационным ресурсам. Собственно, когда Тим Бернерс Ли предлагал руководству Международного центра физики высоких энергий (CERN, Швейцария) свой проект "Гипертекст для CERN", который превратился в итоге во Всемирную паутину (Worl Wide Web), главной задачей называлась разработка единого простого интерфейса доступа к разнообразным информационным ресурсам Центра. Фактически это была первая intranet-система, только в то время было другое название.
Таким образом, intranet - это решение, ориентированное на пользователей ИС, а не на их разработчиков. Писать программы в этой технологии придется не меньше того, что пишется, скажем, в рамках технологий Microsoft. Есть, правда, одно смутное предположение, что переносимость системы, выполненной с опорой на Web, будет лучше. На мой взгляд, это иллюзия. Переносимость здесь такая же, как переход с одной реляционной СУБД на другую. Данные можно перенести без особых хлопот, а вот ПО придется переписать или в лучшем случае перетранслировать. Не помогут здесь и мобильные коды Java, т. к. обычно переход сопровождается изменением части базового программного обеспечения, что требует перепрограммирования сопряжений частей общей системы.
Можно сказать больше. Там, где структура информационных потоков хорошо известна и для этой структуры имеются готовые решения, "городить огород" intranet вообще не имеет смысла. Особенно это касается сетей, никак не связанных с Internet. В этом случае даже достоинство единого интерфейса не выглядит достаточно убедительным. Другое дело, когда пользователь ищет информацию не только в корпоративной базе данных, но и во всем множестве ресурсов Internet. В этом случае единый интерфейс сразу показывает все свои достоинства.
Программирование в intranet и для intranet - это другая сторона вопроса. Какие, собственно, задачи должны решаться за счет создания программ intranet. Как считают в компании SGI, intranet - это "клей", связывающий различные технологические решения. Такая точка зрения базируется на том, что практически все элементы Web-технологии позволяют решать достаточно широкий класс задач без использования дополнительного ПО. Так, проблемы разработки интерфейса решаются средствами языка гипертекстовой разметки HTML, передача информации по сети - это забота протокола обмена гипертекстовой информацией HTTP, адрес ресурса в сети определен в спецификации CGI и т. п. Разработчик системы будет писать программы, которые будут передавать данные от Web-сервера поисковой машине, или серверу СУБД, или какому-либо другому внешнему компоненту системы. При этом спецификации обмена данными также стандартизованы. Это заставляет обратить внимание еще на одну группу средств, связанных с проблематикой intranet, - средства разработки.
В рамках концепции "клея" очень неплохо выглядят и усилия Microsoft по интеграции своего ПО в технологию Web. Типичным примером этого является Office 97, в котором есть и конвертеры из Word в HTML, и браузеры, и редакторы, специально ориентированные на Web, и многое другое. Правда, вся эта интеграция проводится на базе решений от Microsoft, которые были предложены в эпоху "до Web", а потому успех их применения в этой многоплатформенной среде сомнителен.
Задача этих средств - облегчить создание программного обеспечения для intranet. Собственно разрабатываются в рамках этих программ интерфейсные страницы в формате HTML, собираются из стандартных модулей интерфейсные программы и т. п. Следует отметить, что эти средства получили достаточно широкое распространение среди разработчиков ПО. Даже отечественные фирмы предлагают свои продукты для этих целей.
Наконец, при разговорах об intranet практически всегда речь идет о решениях на основе стека протоколов TCP/IP. Это легко объяснимо: Web-технология строится на основе протоколов уровня приложений для сетей TCP/IP, следовательно, и intranet, которая базируется на этой технологии, также должна быть реализована в сетях TCP/IP.
Таким образом, в целом получается следующая картина необходимых элементов intranet-системы.
Здесь я прерву этот перечень для того, чтобы сделать следующее замечание: решение о типе внутрикорпоративной информационной системы во многом будет зависеть от только что перечисленных положений. Если корпорация не собирается иметь дел с кем-либо из клиентов во внешнем мире через Internet, то кроме intranet можно рассматривать и другие способы организации внутрикорпоративных информационных потоков. При этом если сотрудники привыкли к многообразию окон Microsoft, то можно системы сделать и в этой среде, тем паче если у разработчика системы есть опыт построения программных комплексов в этой среде. Вообще, кадры решают все, но при этом должна сохраняться преемственность решений.
Итак, мы добрались до того места, когда в качестве решения выбираем системы на основе intranet. При этом нас не пугает переход на технологию TCP/IP и WWW. Из каких компонентов обязательно будет состоять наша система?
Как показывает практика, программы сопряжения будут постоянно видоизменяться по мере эксплуатации системы. Фактически они являются основным средством сопровождения системы. Это может быть программное обеспечение на привычных всем языках программирования, а может быть и новомодная Java или что-либо еще. В последнем случае стоит ожидать появления средств автоматизации или даже интерактивных средств разработки Java-апплетов, что позволит снизить требования к профессиональной подготовке персонала, который по роду своих служебных обязанностей призван будет сопровождать систему.
В заключение статьи хочется еще раз подчеркнуть следующую мысль: единой intranet, как законченной системы, такой как, например, WWW, нет и быть не может. Это вызвано тем, что каждая организация, в данном контексте - корпорация, имеет свою схему информационных потоков, которую нельзя в большинстве случаев воспроизводить. При разговорах об intranet можно реально говорить только о совокупности технологических решений, которые закладываются в качестве основы intranet-системы. Эта совокупность состоит из стека протоколов TCP/IP, как среды сетевого обмена, и Web-технологии, как ядра системы в целом. Все остальное может варьироваться в достаточно широких пределах. Однако тем не менее грань между Internet и intranet хрупка. Ведь разница между обычной WWW и intranet будет состоять только в средствах разграничения доступа к ресурсам. Одним словом, вопрос о том, что такое intranet, пока остается открытым, несмотря на обилие высказываний на эту тему.