IP-телефония: эволюция и проблемы внедренияВ последние годы бурный рост числа систем передачи данных привел к тому, что многие привычные потребительские услуги предоставляются теперь по-новому: электронная почта заменила традиционную бумажную, электронная коммерция позволяет заказывать и оплачивать товары не выходя из дому, и т.д. Одно из компьютерных приложений - IP-телефония - уже начинает составлять конкуренцию традиционным операторам телефоной связи. Чем же она привлекает потребителей и провайдеров? На современном уровне развития телекоммуникационных систем достигнута возможность организовывать передачи речевой информации в реальном масштабе времени. Тенденция организации телефонных разговоров по сетям передачи данных нашла развитие в концепции CTI (Computer Telephone Integration, CTI), в рамках которой концепции рассматривается большое число услуг. Но самой интересной или, вернее наиболее выгодной представляется IP-телефония, так как при ее реализации пользователям предлагаются услуги телефонной связи при значительном сокращении их расходов на телефонные разговоры. IP-телефония начиналась с масштабов корпоративной сети. В процессе развития деловой активности практически каждая компания сталкивалась с необходимостью создания собственной корпоративной телефонной сети, до недавнего времени выбирая из двух вариантов: создание собственных линий связи или аренда телефонных линий и номеров у оператора телефонной связи. Первый вариант приемлем для крупных компаний, которые могут позволить себе значительные финансовые затраты на создание собственных линий связи и служб их эксплуатации и ремонта. Кроме этого, приходиться тратить средства на обучение персонала, который должен приводить конфигурацию оборудования. Второй вариант подходит для небольших компаний, ведь в случае использования номерной емкости оператора им не приходится создавать дополнительные службы. Эксплуатацию и конфигурирование осуществляет оператор телефонной сети. Но этот способ, не требующий крупных единовременных капитальных вложений, зачастую приводил к тому, что оплата междугороднего, и тем более международного трафика через некоторое время превышала стоимость создания корпоративной телефонной сети. Данный путь также не всегда позволяет создать собственную систему нумерации. Появившаяся не так давно третья возможность - IP-телефония - это способ организовать корпоративную телефонную сеть, не вкладывая значительные средства в создание линий связи и сокращая расходы на оплату телефонных услуг. Однако стоимость оборудования IP-телефонии все же достаточно велика для отдельной компании. Кроме того, существует ряд юридических и организационных проблем при его подключении к телефонным сетям. Вот почему на рынке телефонных услуг появилась новая категория операторов-провайдеров - ITSP (Internet Telephony Service Provider), - предлагающих услуги по взаимодействию пользователей сети Интернет с абонентами телефонных сетей. Рынок IP-телефонии и интересы сторонОператоры телефонных сетей не могут приветствовать появление IP-телефонии, так как передача речи по Интернет неизбежно вынудит их снижать тарифы на междугородние и международные разговоры, (что приведет к прямому сокращению их доходов), или осваивать новый (в чем-то рискованный) вид бизнеса. Некоторые американские операторы, например, пытались добиться запрета IP-телефонии через Федеральную комиссию связи, однако получили отказ. Складывающаяся ситуация вынуждает их готовится к конкуренции со стороны ITSP и активно изучать IP-телефонию, хотя применять эту технологию в настоящий момент они пока не планируют. Извлечь прибыль за счет предоставления услуг доступа к шлюзам сейчас могут многие, в том числе российские провайдеры Интернет, которые уже готовы к предоставлению услуг IP-телефонии. Как сообщает Телеком-Форум, по оценкам исследовательской фирмы Analysys, к 2003 году около 36% телефонного трафика будет передаваться через сеть Интернет.
Пока доходам операторов телефонных сетей ничто не угрожает, так как основная доля оборудования и
программного обеспечения IP-телефонии приходится на квартирный сектор. Однако эксперты
консалтинговой компании Pulver прогнозируют, что к 1999 году
корпоративный рынок захватит большую часть рынка IP-телефонии. На диаграмме показаны темпы
распределения рынка IP-телефонии между сегментами потребительского рынка.
В 1996 году производителями оборудования и поставщиками услуг IP-телефонии (среди которых такие компании, как Cisco, Dialogic, Microsoft, Nortel, VocalTec) был создан Форум VoIP (Voice over IP), в задачи которого входит разработка индустриальных стандартов. Российские компании начинают интересоваться IP-телефонией. В России создана ассоциация независимых провайдеров ITSP, организатором которой является фирма "ИнкомТел". В ассоциацию входят российские и зарубежные провайдеры, а также компании из более чем семидесяти городов России, планирующие заняться предоставлением услуг IP-телефонии. Организация телефонной сети IP
Для создания корпоративной IP-телефонной сети необходимоустановить специальное шлюзовое
оборудование (Voice Gateway), соединив офисные УПАТС через сеть Internet (Рис. 1).
Рис. 1: Соединение офисов с помощью сети Интернет При такой схеме компании придется нести расходы на приобретение шлюзов, создание служб эксплуатации. При этом обычный провайдер услуг сети Internet не сможет гарантировать предоставление требуемой полосы пропускания (Таблица 1), так как по каналу передаются и данные и речь.
Таблица 1. Требуемая полоса пропускания для предоставления телефонных разговоров
Во избежании подобных проблем выгоднее всего воспользоваться услугами ITSP. Провайдеры IP-телефонии гарантируют не только доступ к шлюзовому оборудованию, но и необходимую полосу пропускания. ITSP предоставляют возможности для вызовов следующих типов:
Приведем список некоторых московских ITSP, предлагающих на рынке услуги IP-телефонии (Таблица 2). Полный список российских провайдеров размещен на сервере компании CompTek International - компании, которая занимается продвижением технологий компьютерной телефонии на российский рынок.
Таблица 2. Московские провайдеры ITSP, предлагающие услуги IP-телефонии
1Предоставление услуги в коммерческом режиме 2Тестовый режим 3Предоставление услуги планируется Тариф на услуги для пользователей составляет от 10 до 50 центов в минуту. Приведем некоторые тарифы (Таблица 3) на предоставление услуг связи компаниями "Инкомтел", Tario Trading и ОАО "Ростелеком" при инициации вызова из Москвы (тарифы указаны в долларах США за 1 мин. разговора):
Таблица 3: Примеры тарифов различных операторов связи
Для ITSP себестоимость услуги составляет $0.09/мин. Она складывается из следующих отчислений:
Хотя услуги ITSP дороже, чем соединение с обычным провайдером Internet, а качество передачи речи еще далеко от совершенства, им отдают предпочтения все больше потребителей, считающих, что им выгоднее использовать IP-телефонию, чем оплачивать услуги телефонных операторов. Оборудование IP-телефонииВесь спектр оборудования IP-телефонии можно разделить на две категории: первая предназначена для пользователей IP-телефонии, вторая - для операторов сетей. Первую категорию составляют программные или аппаратные средства IP-телефонии. Среди наиболее распространенных программных средств (Таблица 4), особенно популярны VocalTec InternetPhone и Microsoft Netmeeting. Оба продукта работают под управлением Microsoft Windows 95, а для записи и воспроизведения речи используют стандартный звуковой адаптер.
Таблица 4. Характеристики существующих систем IP телефонии
4Поставляется в составе пакета Netscape Navigator VocalTec InternetPhone получил широкое признание во всем мире. Для его работы достаточно ПК с процессором Pentium 75 и 16 мегабайтами оперативной памяти. Рекомендуемая полоса пропускания составляет 28,8 кбит/с. Рынок аппаратного обеспечения для пользователей еще не слишком развит. Это связано с тем, что для реализации функций IP-телефонии достаточно возможностей современных персональных компьютеров, а стоимость программного обеспечения значительно ниже, чем аппаратного. Использование специального аппаратного обеспечения, конечно повысит комфортность и качество предоставляемых услуг, однако это может потребоваться далеко не всем пользователям. В России наибольшее распространение получило аппаратное обеспечение фирмы Dialogic. Операторов сетей должен заинтересовать разработанный фирмами Dialogic и VocalTec продукт VTG (VocalTec Telephony Gateway) - аппаратно-программный комплекс, состоящий из программного обеспечения фирмы VocalTec и платы Voice Processing Board фирмы Dialogic. Аппаратной платформой для VTG является сервер с процессором класса Pentium 133, ОС Windows NT Workstation 4.0 и слотом ISA для платы Voice Processing Board. Плата обеспечивает сжатие речи до 8-11 кбит/с и эхоподавление. В один ПК возможно установить до 4 плат, что позволит организовать 8 одновременных сеансов связи. Стоимость программного обеспечения составляет $1590.00 за один канал. Стоимость 2-х канальной платы Voice Processing Board составляет $1195.00. Официальным дистрибьютором фирмы VocalTec на территории Российской Федерации является компания Tario Trading Ltd. Фирмой Micom Communication разработан и выпускается шлюз V/IP Voice Gateway, представляющий собой 2-х канальную плату ISA. Плата стоит $1750.00 и может быть установлена в ПК с процессором 486. Цифровой процессор системы V/IP выполняет функции оцифровки речи, обработку сигналов. Программное обеспечение функционирует в ОС DOS, Microsoft Windows 3.1, Windows 95 и Windows NT. Требуемая полоса пропускания для речи составляет 8 кбит/с. Таким образом, следует ожидать, что технологии IP-телефонии постепенно вытеснят традиционные телефонные технологии из некоторых сегментов рынка, и в первую очередь, корпоративного, заинтересованного в создании дешевых в эксплуатации собственных телефонных сетей. Широкое применение может найти IP-телефония и в квартирном секторе. При этом рынок продуктов для операторов телефонных сетей, по-видимому, будет развиваться медленнее других, принимая во внимание их сопротивление внедрению технологий IP-телефонии.
Тем не менее, развитие сети Интернет, поддержка со стороны гигантов компьютерной индустрии,
несомненно, приведут к широкому признанию технологии IP-телефонии.
Данная статья была опубликована в журнале
"CTI. Компьютерная телефония", ╧ 1, сентябрь-октябрь 1998 года. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Станислав Журавлев (Инженер ЦНИИС, zhuravlev@minas.rosmail.com)
Опубликовано -- 17 ноября 1998 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||